Эпоха жидкого хлора в водоочистке уходит в прошлое
В развитых странах Запада практически отказались от жидкого хлора в водоочистке, перейдя на использование более безопасных и эффективных соединений. Устаревшее оборудование и изношенные инженерные сети в России пока не позволяют применять на отечественных коммунальных станциях подготовки питьевой воды гипохлорит натрия, который является основным веществом для массовой дезинфекции воды в США и Евросоюзе. Поэтому российские предприятия по водоочистке по-прежнему используют хлор, ежеминутно рискуя здоровьем и жизнью не только своих сотрудников, а также населения, проживающего в непосредственной близости от мест хранения опасного вещества. Основная проблема жидкого хлора заключается в возможности его утечки из емкости, в которой он находится перед использованием. При соприкосновении с воздухом, жидкий хлор быстро переходит в газообразное состояние, разносясь воздушными массами на десятки километров. О чрезвычайной опасности этого вещества говорит тот факт, что газообразных хлор использовался на полях сражений Первой мировой войны в качестве боевого отравляющего вещества.
До 2003 года в Санкт-Петербурге находились огромные запасы жидкого хлора, часть которого размещалась вблизи Смольного, практически в центре города. Самый большой склад жидкого хлора находился в Янино, в зону поражения которого при возникновении чрезвычайной ситуации попадали бы все жители Северной столицы. По оценке специалистов, разгерметизация всего одного стандартного баллона с жидким хлором, объемом 980 килограмм, приводит к отравлению до 500 человек, находящихся в радиусе до 2 километров от места аварии. При неблагоприятной же атмосферной обстановке в месте ЧП, зона поражения и количество пострадавших увеличиваются в несколько раз. Вдыхание паров хлора высокой концентрации приводит к смерти человека уже через несколько минут, настолько опасно это вещество. Кому удается выжить после отравления хлором, например, при своевременно оказанной медицинской помощи или небольшой концентрации паров жидкого хлора в воздухе, мучается удушливым кашлем, жжением в глазах и болью в грудной клетке. Симптомы отравления легкой и средней степени сохраняются в течении двух-трех суток, во время которых пострадавшему необходим квалифицированный медицинский уход.
Помимо опасности утечки жидкого хлора, также проблемы доставляет его транспортировка и хранение в специально отведенных местах. Коммунальные водоочистные предприятия Санкт-Петербурга ежегодно тратили миллионы рублей на доставку вещества на водопроводные станции. Перед перевозкой хлора разрабатывается безопасный маршрут движения транспорта, которым планируется транспортировать вещество, выделяется машина сопровождения с физической охраной или специалистами по ликвидации последствий утечки опасного реагента. Все это требует немало сил и средств, которые можно потратить более рационально — направить на модернизацию очистных сооружений, цель которой заключается в установке оборудования, которое позволит полностью отказаться от жидкого хлора в водоочистке и перейти на безопасный гипохлорит натрия. Скорее всего так полагали городские власти Северной столиц, когда чуть более 10 лет назад принимали решение полностью отказаться от использования хлора на городских станциях подготовки питьевой воды. Итогом подготовительных работ стал переход на альтернативное, но не менее эффективное дезинфицирующие вещество, первое использование которого стало значимым в Санкт-Петербурге событием.
26 июня 2013 года на территории Северной водопроводной станции ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» присутствовали генеральный директор унитарного предприятия Феликс Кармазинов, председатель Государственной Думы Борис Грызлов, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, другие представители городских властей и журналисты. Поводом для встречи стало знаковое для города на Неве событие — символический вывоз с места ответственного хранения последнего баллона с жидким хлором, предназначенным для дезинфекции питьевой воды. Выступая с приветственной речью перед собравшимися, Феликс Кармазинов с гордостью отметил, что «не всем известно, что Санкт-Петербург стал первым российским городом, в котором почти 100 лет назад стали использовать хлор для очистки воды». «Эпоха хлора для нашего города закончилась, с которой ушли не только проблемы на предприятии, а также значительно повысилась безопасность населения города», — отметил генеральный директор «Водоканала». «Мы надеемся, что опыт Культурной столицы станет положительным примером для других городов России, власти которых найдут средства для полного отказа от хлора», — добавил Борис Грызлов.